Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Военно-патриотическое воспитание

Рагулина Л.И., Нежданова Е.Ю., Рожкова С.А.


 
Система работы
ОБОШИ "Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова"
по военно-патриотическому воспитанию

 

Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. Понятия «государство», «родина» и «отечество» всё дальше отдаляются друг от друга. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались за пределами воспитательной среды, на улице.

Жизнь поставила перед обществом серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения, которые сегодня возложены, в том числе, и на школу. Стране нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, патриоты, которые были бы готовы учиться, работать на её благо и, в случае необходимости, встать на защиту государства.

Возрождение патриотизма – важнейшее условие возрождения России как великой державы. Особое значение имеет воспитание историей, воспитание на воинских традициях (наши учащиеся в своем большинстве дети военнослужащих), на ценностях морали и нравственности. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже мы знаем историю, тем быстрее приходим к осмыслению настоящего и своего места в нем.

В этой связи проблема гражданско-правового и военно-патриотического воспитания является одной из актуальнейших. К решению задач, поставленных обществом перед школой, мы подошли по-своему. Наша модель ориентирована на реальную жизнь, на проблемы, которые решает конкретный человек и страна в целом.

Наблюдая процесс неуклонного роста количества юношей и девушек, посту­пающих в военные учебные заведения, по просьбе родителей учащихся, при поддержке комитета образования и науки Курской области, военного комиссариата Курской области в 1997 - 1998 учебном году в школе был открыт первый класс с углубленным изучением основ безопасности жизнедеятельности и военной службы. С тех пор прошло 17 лет. За эти годы школу жизни в кадетских классах прошли 310 юношей и девушек. Более 150 выпускников окончили военные учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Череповца, Воронежа, Орла, Краснодара и связали свою жизнь с Вооруженными Силами Российской Федерации.

На наш взгляд, военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы не только военнослужащему, но и врачу, инженеру. В школе ребята получают первую профориентацию. Юноши – учащиеся кадетских классов еще до призыва в армию постигают азы военной науки, овладевают умениями и навыками, которые впоследствии помогают успешнее адаптироваться к военной службе и жизни в воинском коллективе. А состязания, военизированные игры, участие в слетах кадетских классов и школ вырабатывают у них терпение, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, укрепляют силу воли.

Работа по военно-патриотическому воспитанию строится комплексно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и ведется в соответствии с Федеральной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», областной целевой программой «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области на 2011 – 2014 годы», областной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан в Курской области на 2012 - 2015 годы», областной целевой программой «Молодежь Курской области на 2011-2014 годы», программой духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания учащихся лицея-интерната. Программа интегрирует учебные занятия и внеурочную деятельность.

Структура учебно-воспитательного процесса основана на следующих концептуальных положениях:

-         приоритет интересов ребёнка, превращение его в равноправного субъекта воспитательного процесса;

-         увлекательность и творческий подход;

-         развитие творческих способностей обучающихся через доминанту творческих начал и отношение к творчеству как к уникальному критерию оценки личности и отношений в коллективе;

-         сотрудничество – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

-         развитие – стимулирование и поддержка ребенка в духовно-нравственном, интеллектуальном, творческом саморазвитии;

-         вариативность – обеспечение выбора индивидуального маршрута;

-         открытость воспитательной среды, её связь с социумом.

Наша идея заключается в том, чтобы объединить подростков в единую коллективно – творческую деятельность военно-патриотической направленности, превратить   учебно-воспитательный процесс в результативную созидательную работу, заинтересовать подростков возможностью самим понять, что чувство патриотизма – неотъемлемая черта личности, чтобы к концу обучения сформировалась активная жизненная позиция: «Жить сегодня, помня о прошлом и проектируя будущее».

Начало всему – урок. С него начинается в лицее все. Принцип "сквозного воспитания" естественным путём помогает решать проблемы нравственного совершенствования личности. Исходя из цели кадетского образования, в содержании программ сделан акцент на расширении представлений об истории Вооруженных Сил РФ, выдающихся полководцах, фактах отечественной истории (событиях прошлого и настоящего, городах воинской славы), большое внимание уделяется работе по краеведению (знакомству с прошлым и настоящим Курского края, его культурными традициями).

На уроках русского языка учителя используют тексты, содержание которых способствует воспитанию понимания Отечества как непреходящей ценности, потребности в активном созидательном труде на благо Родины на примере жизни и деятельности людей, которыми гордится Россия.

Отбор произведений литературы осуществляется на основе примерной программы по литературе (Тютчев, Лесков, Достоевский, Куприн, все они – выпускники кадетских корпусов). Приоритетные темы для обсуждения – героизм народа в Великой Отечественной войны, история кадетского движения в России, кадетское братство, тема чести и долга, служения Отечеству, нравственная проблематика.

На уроках истории в 10 классе параллельно с изучением внутренней и внешней политики России учитель делает акцент на роли императрицы Анны Иоанновны. В создании в России прообразов первых кадетских корпусов. В 11 классе при изучении темы «Образование в России» при рассмотрении вопроса о специальных учебных заведениях, обращается внимание на то, что кадетское образование на современном этапе – это четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него комплекса профессиональных умений, привитие навыков общественно-полезной деятельности.

На уроках гуманитарного цикла (литературы, истории, МХК) внимание учащихся обращается на то, что в кадетских корпусах воспитывалась элита нации, что среди окончивших кадетские корпуса не только флотоводцы и фельдмаршалы, но и те, кто прославил Россию на гражданском поприще – писатели, композиторы, врачи, художники. Аналогично простроена работа по другим предметам учебного плана.

Уроки в школьном Музея Боевой славы, которые проводят сами ребята, занятия по социальному проектированию особенно популярны в школе. Без  таких занятий,  на которых  «бурлит  пытливая  мысль»,  нельзя  представить  ни духовно-нравственного, ни эмоционально-эстетического воспитания. Подобная форма организации занятий дает возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал, учит проводить исследования и принимать самостоятельные решения, слаженно работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.

Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач нравственного, патриотического, правового, воинского и эстетического воспитания обучающихся.

Внеклассная и внеурочная деятельность способствует большему раскрытию индивидуальных способностей старших подростков, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Включение старших подростков в различные виды внеурочной деятельности обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческих отношений.

Внеурочная деятельность организована как совместная развивающая деятельность взрослых и детей, активизирующая их творческие устремления, способствующая реализации процесса познания, построенная в соответствии с тремя уровнями: внутриклассные мероприятия, общешкольные мероприятия и событийные массовые мероприятия, которые приобрели статус муниципальных и региональных.

Достижению целей и задач воспитания и социализации обучающихся на уровне класса способствуют классные часы, беседы, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, чтение и обсуждение книг (определение круга читательских интересов), читательские конференции, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, и военнослужащими, путешествия по историческим и памятным местам, а на общешкольном уровнесюжетно-ролевые и спортивные игры историко-патриотического содержания, военно-спортивные игры на местности, литературно-музыкальные композиции, фестивали патриотической песни, хореографического искусства, выставки детского творчества, отражающие культурные и духовные традиции народов России, национально-культурные праздники, защита полезных дел, презентация семейных творческих проектов, конференции.

Традиции школыэто фундамент, на котором развивается воспитательная система лицея-интерната. Традиции и ритуалы лицея-интерната приняты всеми детьми и потому особо значимы в коллективе. Лицей-интернат сохраняет и укрепляет их, так как воспитательный потенциал традиций бесценен.

Линейки, вахты памяти, торжественные собрания, лекции, беседы, встречи с интересными людьми, диспуты и дискуссии, конкурсные программы, трудовые акции, экскурсии, тренинги, деловые игры - вот неполный перечень форм воспитательной работы, используемый педагогами лицея-интерната.

«Посвящение в кадеты», «Военно-исторический парад», конкурс патриотической песни, празднование Дня защитника Отечества, ежегодно проходящие в лицее-интернате – это яркие и красочные зрелища, участниками и гостями которых являются военнослужащие Курского гарнизона, ветераны Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты. На этих праздниках, как и на других торжествах, обязательно исполняется Гимн кадетов, выносится знамя лицея-интерната. Над проектами по созданию Гимна и Знамени лицея-интерната работал весь школьный коллектив, а также родители воспитанников.

Сердце лицея – музей Боевой славы, посвященный «Тем, кто защищал, защищает и будет защищать свою Родину». Здесь экспонаты времен Великой Отечественной войны соседствуют с кубками и грамотами за достижения в кадетском движении. В экспозиции Музея представлен боевой путь воинских частей и соединений Курского гарнизона, героический подвиг жителей Курского района в годы Великой Отечественной войны, отдельные стенды посвящены Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову, родителям воспитанников – офицерам Российской армии, истории кадетского движения лицея-интерната. Музей органически включен в образовательный процесс, музейная педагогика является инструментом, позволяющим реализовывать принципы и задачи гражданско-патриотического воспитания. Это место проведения уроков мужества, занятий, бесед, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн и конфликтов, военнослужащими Курского гарнизона, родителями-военнослужащими, гостями лицея-интерната.

В мае 1997 года наш музей посетила дочь Г.К. Жукова Маргарита Константиновна. А 27 мая 2008 г. в рамках выездного расширенного заседания президиума Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации лицей-интернат посетили: генерал армии Н.А. Панков – статс-секретарь, заместитель Министра обороны Российской Федерации; генерал-майор Н.Ю. Ефимов – начальник управления патриотического воспитания и связи с общественностью ГУВР ВС; В.С. Лановой – председатель межрегионального общественного фонда содействия сохранению и развитию патриотических и культурных традиций "Армия и культура", член Общественной палаты Российской Федерации. Частыми гостями музея являются ветераны ВОВ, участники боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе, родители обучающихся, жители поселка имени Маршала Жукова, города Курска, Курского района.

В марте 2013 г. Музей Боевой славы участвовал в областном конкурсе музеев, посвященном 70-летию Курской битвы, и награжден Дипломом I степени Комитета образования и науки Курской области за активную работу по патриотическому воспитанию, успехи в сохранении культурного наследия Курского края и в связи с 70-летним юбилеем Курской битвы. А в апреле этого же года музей стал участником областного смотра-конкурса музеев, экспозиций, военно-патриотических клубов и объединений образовательных учреждений Курской области «Народная память о защитниках Отечества», посвященном 70-летию победы в Курской битве, где был удостоен не только сертификата участника, но и грамоты победителя.

В основе учебно-воспитательного процесса – сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимых результатов. Методов проектов ориентирует на успешную деятельность в условиях "реального времени" А результат его - уже не только в усвоении знаний, умений и навыков, а в формировании ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Участие в Фестивалях наук, защите проектов, предметных неделях, смотрах знаний способствуют раннему раскрытию интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленной подготовке к ней; у ребят вырабатывается активная социальная позиция, формируются нравственные качества и духовная культура. Представленные на региональном и всероссийском уровнях проекты: «6-й Берлинский Ордена Богдана Хмельницкого II степени Гвардейский мотострелковый полк», «Духовное наследие Курского края», «Куряне – герои Сталинградской битвы», «Война в судьбе моей семьи», «Военная разведка в Сталинградской битве», «Детство, опаленное войной», «Герой Советского Союза Гущин С.Н.», «Факты Курской битвы в математических задачах», «Бриллиантовая операция: оборонительные операции на северном фасе Курской дуги» были отмечены жюри и награждены грамотами и дипломами.

Работы учащихся и родителей объединены в проект «Мы пишем книгу Памяти». Творческие работы (сочинения, стихи), рассказы о родственниках-участниках войны, сопровождающиеся архивными документами, письмами, фотографиями, стали основой «Ленты Памяти», над созданием которой работал весь коллектив лицея-интерната.

Реализуя программу патриотического воспитания, лицей-интернат сотрудничает с Гарнизонным Домом офицеров, городским комитетом ветеранов Великой Отечественной войны, военной службы и правоохранительных органов. Поздравление ветеранов, концерты на открытых площадках военного городка и воинских частей Курского гарнизона, участие в парадах, митингах, приуроченных к Дням Воинской славы, – вот далеко не полный перечень дел, в которых принимают участие воспитанники лицея-интерната.

Участие в реализации социальных проектов: «Помоги ближнему», «От семьи к семье» воспитывают чуткость, отзывчивость, толерантность.

В рамках реализации программы военно-патриотического воспитания, в лицее-интернате создан патриотический клуб "Спецназ". Активисты клуба – социально одаренные юноши и девушки, способные организовать и увлечь не только своих сверстников, но и младших товарищей. Клуб – это одна из форм военно-патриотического и спортивного воспитания, способствующая физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков, формирующая морально-волевые качества личности. Работа в клубе, слеты, конкурсы, марафоны, встречи с интересными людьми развивают творческую активность и формируют активную жизненную позицию: команда клуба в 2011-2012 учебном году стала призером «Кубка Гелиоса», а члены его вошли в состав педагогических отрядов профильных смен центров "Монолит" и "Магистр". "Спецназовцы" – участники программ международного Форума славянской молодежи «Мы – вместе!».

Положительным моментом активного взаимодействия с социумом можно считать расширение связей лицея-интерната с общественными организациями и учреждениями области, межрегиональными общественными организациями, школами России в области военно-патриотического воспитания.

С 2007 года команда лицея-интерната является не только постоянным участником, но и победителем социального образовательного проекта «Малая Нобелевская академия», который включает в себя Всероссийскую межвузовскую конференцию молодых исследователей (старшеклассников и студентов) и Всероссийские сборы команд кадетских классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Организаторы проекта – международный центр «Образование без границ» г. Санкт-Петербурга и  высшие учебные заведения северной столицы при поддержке командования Южного военного округа, Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга и администрации города Сочи. Главная цель проекта – формирование у молодежи активной жизненной позиции и патриотического сознания; интереса и уважения к историческому и духовному наследию России; привлечение учащихся к исследовательской деятельности; профориентация и помощь в осознанном выборе будущей профессии.

Участие лицейской команды в проекте «Малая Нобелевская академия» отмечено победами: в 2007 году в Санкт-Петербурге ребята заняли III место, в декабре 2009 года в Сочи завоевали Гран-при, в октябре 2010 года из Анапы кадеты привезли II место, а спустя два месяца из Сочи – I место в общекомандном зачете. Трижды: в 2011, 2012, 2013 годах команде присуждался Гран-при соревнований. А кроме главного приза, уменьшенной копии парусника, в командной «копилке» многочисленные кубки, грамоты и медали за победы олимпиадах по общеобразовательным предметам, в защите исследовательских проектов, в спортивных состязаниях, смотре строя и песни, творческих конкурсах: «Визитная карточка», «Вальс», «Конкурс патриотической песни», «КВН», «Арт-конкурс стенгазет». Во всех соревнованиях рядом с кадетами всегда их наставники – педагоги лицея-интерната, которые на дискуссионных площадках форума делились накопленным опытом по военно-патриотическому воспитанию.

Узы дружбы связывают коллектив лицея-интерната с коллективом ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 479 имени дважды Героя Советского Союза Маршала В.И. Чуйкова» г. Москвы в области военно-патриотического воспитания с 2007 года. Школа № 479 – является организатором Межрегиональных слетов ветеранов Великой Отечественной войны, организаторов гражданско-патриотического воспитания и юных патриотов городов Москвы, Волгограда, Рязани, Курска, Серебряных Прудов Московской Области, Кеми Республики Карелия, Камышина Волгоградской области, Запорожья, Орехова Запорожской области, посвященных годовщинам Победы советского народа в Сталинградской битве. В программе слета - экскурсии по героическим местам, викторины,   дни защиты проектов, спортивные состязания, митинги, возложение цветов к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду. В 2007 году команде лицея-интерната было предоставлено это право.

Юнармейское движение области – своеобразная стажерская площадка, на которой закаляется характер, воспитывается упорство и воля. Соревнования, военно-спортивные состязания укрепляют коллектив, формируют чувство товарищества, взаимовыручку и ответственность – качества, без которых невозможно представить патриота своей страны. Участие во Всероссийском слете «Юные патриоты России» (2011г.) отмечено Грамотой Губернатора Курской области А.Н. Михайлова и грамотой Комитета по делам молодежи и туризму Курской области за победу в номинации «Самое патриотическое выступление в рамках конкурса «На привале». Команда кадетов – постоянный участник ежегодных соревнований «Эстафета мужества», посвященных Дню защитника Отечества, проходящих под патронатом УМВД России по Курской области.

Среди достижений лицея-интерната:

грамота заместителя министра образования РФ Е.Е. Чепурных, руководителя департамента образовательных программ МККК И. Бурж за участие в программе Международного Комитета Красного Креста в области распространения знаний о международном гуманитарном праве (2003 г.); благодарность Международного центра «Образование без границ» г. Санкт-Петербурга, благодарность управления министерства внутренних дел РФ по Курской области за активное участие в военно-патриотических мероприятиях УМВД России по Курской области в рамках «Недели мужества», благодарственное письмо заместителя начальника Курской таможни, благодарственные письма командиров воинских частей Курского гарнизона, победы в областных конкурсах и фестивалях художественной самодеятельности, в региональных военно-спортивных играх; грамота Министерства обороны Российской Федерации "За подготовку граждан к военной службе, оказание содействия в решении задач, возложенных на Вооруженные силы" (2013г.).

Одним из критериев успешного функционирования системы работы по патриотическому воспитанию и гражданскому становлению является сформированность положительного имиджа кадетских классов, которые пользуются особой популярностью в лицее-интернате. Социологические опросы, проведенные в сентябре 2013 года, показали, что по сравнению с данными 3-летней давности вырос процент родителей и учащихся, полностью удовлетворенных школой (с 60 до 75%). Качественным показателем удовлетворенности родителей служит их активное участие в совместных мероприятиях и пожелания о создании новых кадетских классов. Так, если в начале нашей деятельности в школе был один кадетский класс, то сейчас в лицее-интернате их шесть.

К плюсам программы можно отнести то, что у большинства наших обучающихся, выпускников сформированы понятия "честь школы", "ответственность за общее дело", развиты лидерские качества, умение вести себя в обществе применительно к ситуации.

Наблюдение за детьми во время их участия в городских и общешкольных мероприятиях, а также во время их неформального общения, также позволяет сделать вывод о том, что система патриотического воспитания дает положительные результаты. В списке ценностных ориентаций наряду с такими приоритетами, как «здоровье», «семья», «друзья», на ведущие позиции у наших воспитанников занимают   такие категории, как «общественное признание» (уважение сверстников и старших), «самостоятельность», «независимость в суждениях и поступках», «активная деятельная жизнь».

Личные достижения кадет разнообразны. Среди них есть победители, призеры и дипломанты   областных олимпиад, всероссийских и региональных хореографических и музыкальных фестивалей и конкурсов, спортивных соревнований, конкурсов экскурсоводов.

Наши кадетские классы ориентированы на общевойсковой военный профиль, поэтому преподаватели и курсанты высших военных учебных заведений – частые гости лицея-интерната.

Эффективность военно-патриотического воспитания заключается в достижении определенных результатов в соответствии с заранее намеченными целями и задачами, которые трудно измерить цифровыми значениями. Важнейшими результатом своей работы мы считаем включение ребят в активную деятельность, в результате которой они приобретают личный опыт.

Не секрет, что при решении многих проблем школа не имеет союзников: родители в большей степени заняты материальным обеспечением своих детей, исчезли шефские связи с предприятиями. Но мы убеждены: если школа поднимает проблему, которая действительно важна для воспитания детей, способствует преемственности поколений, то это вызывает живой интерес у родителей, и за редким исключением они отказывают школе в помощи, охотно отзываясь на просьбы и оказывая школе содействие во всех её начинаниях.

Система военно-патриотического воспитания, созданная в нашем лицее-интернате, придает всей работе системность. Мы считаем, что именно школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию – основе духовно- нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.