Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Одаренные дети

Л.И. Рагулина


Odar-deti 

Сухомлинский писал: «Обучение − это очень сложные человеческие взаимоотношения. Любой продолжительный труд (а обучение − настолько длительный труд, что ребёнок конца ему не видит) можно успешно выполнять лишь тогда, когда в результатах работы человек видит живое воплощение своих духовных сил». Иными словами, источником желания учиться является успех, достигнутый в обучении. Другой великий педагог Соловейчик скажет об этом громче: «Чтобы хорошо учиться, надо... хорошо учиться»…

Работа по выявлению одарённой личности с целью её дальнейшего развития проходит в каждой современной школе, является она приоритетной и в нашем лицее-интернате.

 

За годы своего существования, а нашему образовательному учреждению 18 лет – возраст совершеннолетия – мы прошли путь от средней школы до лицея-интерната с классами оборонно-спортивного, естественно-научного и гуманитарного профиля. Все эти годы педагогический коллектив работает    с одаренными и высоко мотивированными детьми.   Поэтому не случайно в 2012 году на базе лицея-интерната создан Центр по работе с одаренными детьми.

 

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей можно расценивать как социальный заказ.

 

Выполняя социальный заказ, педагогический коллектив разработал и реализовал программу развития «Инновационная модель лицея-интерната как регионального центра оборонно-спортивной профилизации». С 2007 года образовательное учреждение имеет статус лицея-интерната с классами оборонно-спортивного и естественно-научного профиля, в интернате   проживают юноши из городов и районов Курской и других областей Российской Федерации: Волгоградской, Белгородской, Липецкой.

 

Школьный компонент учебного плана наполнен предметами с учетом склонностей и запросов обучающихся через формирование факультативов, элективных курсов, консультаций по предметам.

 

С 1997 года в лицее-интернате в классах с углублённым изучением основ безопасности жизнедеятельности и воинской службы обучаются юноши и девушки, желающие связать свою жизнь и судьбу с Российской Армией. За 18 лет школу жизни в кадетских классах прошли 290 юношей и девушек. Более 150 выпускников этих классов связали свою жизнь с Вооруженными Силами Российской Федерации и служат в различных уголках нашей страны: на Дальнем Востоке и в Забайкалье, на Урале и в Сибири. Сегодня обучение в старшей школе ведется по двум профилям – биолого-географическому и оборонно-спортивному. Кадеты изучают не только основы будущей военной специальности, но и углубленно занимаются физикой и математикой.

 

В учебном процессе развитие одаренного ребенка рассматривается как развитие его внутреннего деятельностного потенциала. В образовательной программе, реализуемой лицеем-интернатом, предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие интересы обучающихся, направленные на обеспечение индивидуальных потребностей.

 

Хорошая материальная база лицея-интерната позволяет осуществлять учебный процесс в соответствии с современными требованиями, используя современные средства обучения: проводить виртуальные экскурсии, использовать общероссийскую коллекцию электронных цифровых ресурсов, выполнять тренировочные тесты он-лайн. А используемые технологии и приёмы обучения способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. На факультативах, занятиях в малых группах реализуется личностно-ориентированный подход в обучению, позволяющий учитывать потребности и возможности обучающихся.

 

Образовательный процесс в профильных классах осуществляется на основе индивидуальных учебных планов. Работая по индивидуальному плану, старшеклассники получают адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Моделируя свою образовательную траекторию, они используют потенциал лицея-интерната, а также возможности других образовательных ресурсов, дистанционного обучения. С 2013 года педагоги и обучающиеся лицея-интерната участвует в проекте «Сетевая школа НИЯУ МИФИ».

 

Педагоги формируют у своих воспитанников потребность   в исследовательской и поисковой деятельности, как одном из условий, позволяющих погрузиться в творческий процесс обучения, тем самым   воспитывая потребность в саморазвитии и самообразовании, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

 

Широко используются активные формы организации образовательного процесса: диспуты, конференции, круглые столы, творческие мастерские; успешно реализуются образовательные курсы, направленные на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития ("Геометрия архитектурной гармонии", "Плазма – четвертое состояние вещества", "Методы решения физических задач", "Социально-гуманитарные знания. Философия и наука"; "Возможности электронных таблиц в решении финансово-экономических задач").

 

В лицее-интернате создано и успешно работает школьное научное общество "Первые шаги в науку". Участие в олимпиадах, Фестивале Наук, защите проектов, в предметных неделях, смотрах знаний способствуют формированию интереса и склонности к научно-поисковой деятельности;  у обучающихся вырабатывается активная социальная позиция,   формируются нравственные качества и духовная культура.

 

Обучающиеся лицея-интерната участвуют во всероссийских олимпиадах "Русский медвежонок", "Кенгуру", дистанционных олимпиадах по английскому языку, географии, во всероссийской дистанционной олимпиаде школьников "Эрудит" Центра поддержки талантливой молодежи (г. Бийск), в многопрофильной олимпиаде КГУ, являются призерами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории (2011г.), географии (2013г.).

 

Старшеклассники включены в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, региональные (КГУ, ЮЗГУ, медицинский университет),   всероссийские ученические конференции с публикацией тезисов или докладов (Всероссийская научная конференция школьников "Открытие" (г. Ярославль).

 

С 2009 года лицей-интернат сотрудничает с Общероссийской общественной организацией «Молодые интеллектуалы России» г. Санкт-Петербурга.Команда кадетов является победительницей соревнований кадетских классов в г. Санкт-Петербург, Анапа, Сочи. Проекты «Миром правит функция», «Фактор риска: внимание! Электромагнитный смог», «Стереометрия вокруг нас», «Проблемы трудоустройства молодежи», «Функциональная активность рибосомных генов у больных с послеоперационным периодом», «Фрактальная геометрия - наука или искусство?», «Антивирусная защита данных» и другие стали победителями и призерами Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» (г. Сочи, 2009-2012 г.г.).Выпускники лицея-интерната, члены команды разных лет учатся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга: в Санкт-Петербургском гидрометеорологическом университете, в   государственном университете информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО); в военном инженерно-техническом институте имени генерала армии А.Н. Комаровского; в Санкт-Петербургском государственном техническом университете; в медицинском государственном университете имени И.П. Павлова.

 

В программе внеурочной деятельности, разработанной педагогическим коллективом, большое место уделяется развитию творческих способностей.

 

В кружках и секциях по направлениям внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительному, военно-патриотическому, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, занимается 70% обучающихся.

 

Большую роль в реализации программ дополнительного образования играет социальное партнерство. Лицей-интернат сотрудничает с детскими школами искусств города и Курского района, детскими спортивными школами, что способствует развитию природных задатков, творческих способностей и самореализации личности обучающихся.

 

Результатом работы объединений дополнительного образования лицея-интерната являются победы обучающихся в фестивалях, конкурсах, смотрах, соревнованиях: 2 место в соревнованиях "Эстафета мужества -2012" в рамках реализации военно-патриотической программы, 2 место в областном конкурсе патриотической песни "Щит и меч", призовые места в соревнованиях по волейболу, баскетболу, мини-футболу, дзюдо.

 

С 2008 учебного года в лицее-интернате обучаются дети, которые профессионально занимаются борьбой дзюдо. Коваленко Татьяна, - награждена Дипломом Лауреата премии по поддержке талантливой молодежи (2009 г).   Спортсмены-дзюдоисты, воспитанники лицея-интерната, – победители Первенств России, ЦФО, Курской области, международных турниров памяти Скрыпова, воина-интернационалиста Ю. Харланова.

 

Балак Павел, член Межрегиональной детско-юношеской общественной организации содействия военно-спортивному ипатриотическому воспитанию «Ассоциация Витязей», кандидат в мастера спорта, входит в состав сборной команды Курской области по Восточным единоборствам, он победитель и призер (2010, 2011, 2012 г.г.) Всероссийских соревнований по каратэ-до-шокотан, аттестован на 1 кю (коричневый пояс).

 

В рамках реализации программы гражданско-патриотического воспитания в лицее-интернате работает патриотический клуб "Спецназ". Активными членами клуба являются социально одаренные обучающиеся, имеющие активную гражданскую позицию, способные увлечь, организовать не только своих сверстников, но и младших товарищей. Занятия в клубе, слеты, конкурсы, марафоны, встречи с интересными людьми способствуют развитию творческой активности и формированию активной жизненной позиции. Летом 2012 года члены клуба работали инструкторами и магистрами профильных смен в центрах "Монолит" и "Магистр".

 

Система воспитательной работы лицея-интерната позволяет добиваться достижения цели общего образования – формирования личности, способной реализовать творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества. Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет экспозиции Музея и Зала воинской славы. В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории Великой Отечественной войны для обучающихся лицея-интерната, жителей пос. им. Маршала Жукова, воспитанников детского сада, военнослужащих воинских частей, родителей. Члены Совета музея, экскурсоводы,   кадеты – участники всероссийских и межрегиональных слеты. С 2008 года тесное сотрудничество связывает лицей-интернат и коллектив СОШ № 479 имени дважды Героя Советского Союза Маршала В.И. Чуйкова г. Москвы. Делегация лицея-интерната неоднократно принимала участие в слетах ветеранов Великой Отечественной войны, организаторов гражданско-патриотического воспитания и юных патриотов Российской Федерации и Украины, которые проводит коллектив   этой школы.

 

Деятельность педагогического коллектива отмечена Дипломом победителя конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, 2006 г., специальным дипломом жюри Всероссийского конкурса "Лучшие школы России - 2006", Дипломом Лауреата Премии Губернатора Курской области по качеству, 2007 г., Дипломом участника энциклопедии  "Одаренные дети – будущее России", 2009 г. Лицей-интернат включен в Федеральный реестр Всероссийской книги Почета, в национальный реестр "Ведущие образовательные учреждения России," 2010 г.

 

Коллектив лицея-интерната – это коллектив единомышленников, профессионализм и ответственность которых являются гарантом успехов наших воспитанников.