Цветовая схема: Размер шрифта: А А А
Cистема работы 
ОБОУ "Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова"
по военно-патриотическому воспитанию
 
 
s01
 
Областная бюджетная общеобразовательная школа-интернат "Лицей-интернат посёлка имени Маршала Жукова" расположена в пригороде Курска, в посёлке имени Маршала Жукова, в военном городке, построенном для семей военнослужащих, выведенных из Западной Группы Войск в 1994 году.
 
s02
 
Наблюдая процесс неуклонного роста количества юношей и девушек, поступающих в высшие учебные заведения, по просьбе родителей учащихся и при поддержке Комитета образования Курской области, Военного комиссариата Курской области в 1997 – 1998 учебном году был открыт первый класс с углубленным изучением основ безопасности жизнедеятельности и военной службы.
За 17 лет школу жизни в кадетских классах прошли 310 юношей и девушек. Более 150 выпускников этих классов связали свою жизнь с Вооруженными Силами Российской Федерации и служат в различных уголках нашей Родины. Сегодня выпускники лицея-интерната учатся в военных университетах и академиях Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Череповца, Воронежа, Орла, Краснодара.
 
s03Развивающая среда, материальная база, учёт интересов всех участников образовательного процесса, позволяют коллективу лицея-интерната в полном объёме реализовать задачи по военно-патриотическому и духовно-нравствен-ному воспитанию обучающихся, которое, ведется в соответствии с Федеральной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», областной целевой программой «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области на 2011 – 2014 годы», областной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан в Курской области на 2012 - 2015 годы», областной целевой программой «Молодежь Курской области на 2011 - 2014 годы», программой духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания учащихся лицея-интерната.
 
s04
 
Программа охватывает весь педагогический процесс, пронизывая все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность обучающихся в разнообразные виды деятельности. В результате освоения программы у учащихся формируется активнаяжизненная позиция: «Жить сегодня, помня о прошлом и проектируя будущее».
  
s05
  
Начало всему – урок. С него начинается в лицее все. Принцип "сквозного воcпитания" естественным путём помогает решать проблемы нравственного совершенствования личности. Исходя из цели кадетского образования, в содержании программ сделан акцент на расширении представлений об истории Вооруженных Сил РФ, выдающихся полководцах, фактах отечественной истории (событиях прошлого и настоящего, городах воинской славы), большое внимание уделяется работе по краеведению (знакомству с прошлым и настоящим Курского края, его культурными традициями).
Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы не только военнослужащему, но и врачу, инженеру. В школе ребята получают первую профориентацию. Юноши – учащиеся кадетских классов  еще до призыва в армию постигают азы военной науки, овладевают умениями и навыками, которые впоследствии помогают успешнее адаптироваться к военной службе и жизни в воинском коллективе.
 
s06
 
Кадеты осваивают практические основы Гражданской Обороны, приобретают навыки в объеме одиночной подготовки солдата, знание по од­ной из военно-технических специальностей, чтобы, начав службу в Воору­женных Силах Российской  Федерации, в короткие сроки овладеть современ­ными оружием и боевой техникой.
Традиции школы – это фундамент, на котором   развивается воспитательная система лицея-интерната. Традиции и ритуалы лицея-интерната приняты всеми детьми и потому особо значимы в коллективе. Лицей-интернат сохраняет и укрепляет их, так как воспитательный потенциал традиций бесценен.
 
s07
 
Линейки, вахты памяти, торжественные собрания, лекции, беседы, встречи с интересными людьми, диспуты и дискуссии, конкурсные программы, трудовые акции, экскурсии, тренинги, деловые игры - вот неполный перечень форм воспитательной работы, используемый педагогами лицея-интерната.
 
s08
 
«Посвящение в кадеты», «Военно-исторический парад», конкурс патриотической песни, празднование Дня защитника Отечества, ежегодно проходящие в лицее-интернате – это яркие и красочные зрелища, участниками и гостями которых являются военнослужащие Курского гарнизона, ветераны Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты. На этих праздниках, как и на других торжествах, обязательно исполняется Гимн кадетов, выносится знамя лицея-интерната. Над проектами по созданию Гимна и Знамени лицея-интерната работал весь школьный коллектив, а также родители воспитанников.
 
s09
 
Значимым событием на первом этапе формирования коллективов кадетских классов является торжественный акт «Посвящение в кадеты», которому предшествует предварительная (около двух месяцев) подготовка. Это яркое и красочное зрелище с приглашением гостей из воинских частей, ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, шефов Берлинского полка.
Коллектив сплачивается в совместной творческой деятельности. При подготовке к проведению военно-исторического парада рождается и укрепляется чувство «мы», происходит самоутверждение класса в школьном коллективе, совершенствуются навыки самоуправления и воспитание коллективного достоинства.
 
s10
 
Традиционно военно-исторический парад приурочен к празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Подготовка к параду проходит в несколько этапов.
1 этап – под руководством учащихся кадетских классов ученики 5-8 классов изучают историю той эпохи, того вида или рода войск, который они будут представлять на параде. Изготавливают эмблемы, элементы одежды или костюмы, разучивают песни военных лет, готовят доклад командующему парадом и девиз.
 
s11
 
На втором этапе проводится военно-историческая викторина.
Военно-исторический парад – это красивое и зрелищное мероприятие. Его с удовольствием приходят смотреть родители учащихся школы, жители микрорайона. На парад приглашаются ветераны ВОВ, воины-интернационалисты.
Сердце лицея – музей Боевой славы, посвященный «Тем, кто защищал, защищает и будет защищать свою Родину».
 
s12
 
Здесь экспонаты времен Великой Отечественной войны соседствуют с кубками и грамотами за достижения в кадетском движении. В экспозиции Музея представлен боевой путь воинских частей и соединений Курского гарнизона, героический подвиг жителей s13Курского района в годы Великой Отечественной войны, отдельные стенды посвящены Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову, родителям воспитанников – офицерам Российской армии, истории кадетского движения лицея-интерната. Музей органически включен в образовательный процесс, музейная педагогика является инструментом, позволяющим реализовывать принципы и задачи гражданско-патриотического воспитания.
Это место проведения уроков мужества, занятий, бесед, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн и конфликтов, военнослужащими Курского гарнизона, родителями-военнослужащими, гостями лицея-интерната.
В мае 1997 года наш музей посетила дочь Г.К. Жукова Маргарита Константиновна.
А 27 мая 2008 г. в раs14мках выездного расширенного заседания президиума Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации лицей-интернат посетили: генерал армии Н.А. Панков – статс-секретарь, заместитель Министра обороны Российской Федерации; генерал-майор Н.Ю. Ефимов – начальник управления патриотического воспитания и связи с общественностью ГУВР ВС; В.С. Лановой – председатель межрегионального общественного фонда содействия сохранению и развитию патриотических и культурных традиций "Армия и культура", член Общественной палаты Российской Федерации. Частыми гостями музея являются ветераны ВОВ, участники боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе, родители обучающихся, жители поселка имени Маршала Жукова, города Курска, Курского района.
В марте 2013 г. Музей Боевой славы участвовал в областном конкурсе музеев, посвященном 70-летию Курской битвы, и награжден Дипломом I степени Комитета образования и науки Курской области за активную работу по патриотическому воспитанию, успехи в сохранении культурного наследия Курского края и в связи с 70-летним юбилеем Курской битвы. А в апреле этого же года музей стал участником  областного смотра-конкурса музеев, экспозиций, военно-патриотических клубов и объединений образовательных учреждений Курской области «Народная память о защитниках Отечества», посвященном 70-летию победы в Курской битве, где был  удостоен не только сертификата участника, но и грамоты победителя.
 
s15
 
Участие в Фестивалях наук, защите проектов, предметных неделях, смотрах знаний способствуют раннему раскрытию интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленной подготовке к ней; у обучающихся вырабатывается активная социальная позиция, формируются нравственные качества и духовная культура. Проекты: «6-й Берлинский Ордена Богдана Хмельницкого II степени Гвардейский мотострелковый полк», «Духовное наследие Курского края», «Куряне – герои Сталинградской битвы», «Война в судьбе моей семьи», «Военная разведка в Сталинградской битве», «Детство, опаленное войной», «Герой Советского Союза Гущин С.Н.», «Факты Курской битвы в математических задачах», «Бриллиантовая операция: оборонительные операции на северном фасе Курской дуги» были представлены на всероссийском, региональном и областном уровнях и награждены грамотами и дипломами.
s16Работы учащихся и родителей, объединенные в проект «Мы пишем книгу Памяти», включают: творческие работы учащихся (сочинения, стихи), рассказы о родственниках - участниках войны, сопровождающиеся архивными документами, письмами, фотографиями. Создана «Лента Памяти», в которой запечатлены имена родственников, воевавших на фронтах ВОВ. Ко всем дням воинской славы выпускаются стенгазеты и боевые листки.
Реализуя программу патриотического воспитания, лицей-интернат взаимодействует с Гарнизонным Домом офицеров, городским комитетом ветеранов Великой Отечественной войны, военной службы и правоохранительных органов.
Это поздравления ветеранов, концерты на открытых площадках военного городка и воинских частей Курского гарнизона. Кадеты – участники парадов, посвященных годовщинам Победы советского народа в Курской битве, Великой Отечественной войне.
Кадеты – участники митингов, шествий, возложений.
В рамках реализации программы военно-патриотического воспитания, в лицее-интернате создан патриотический клуб "Спецназ". Активисты клуба – социально одаренные юноши и девушки, способные организовать и увлечь не только своих сверстников, но и младших товарищей.   Клуб – это одна из форм военно-патриотического и спортивного воспитания, способствующая физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков, формирующая морально-волевые качества личности. Работа в клубе, слеты, конкурсы, марафоны, встречи с интересными людьми   развивают творческую активность и формируют активную жизненную позицию: команда клуба в  2011-2012 учебном году стала призером «Кубка Гелиоса», а члены его вошли в состав педагогических отрядов профильных смен   центров "Монолит" и "Магистр". "Спецназовцы" – участники программ международного Форума славянской молодежи «Мы – вместе!».
Положительным моментом активного взаимодействия с социумом можно считать расширение связей лицея-интерната с общественными организациями и учреждениями области, межрегиональными общественными организациями, школами России в области военно-патриотического воспитания.
s17С 2007 года команда лицея-интерната является не только постоянным участником, но и победителем социального образовательного проекта «Малая Нобелевская академия», который включает в себя Всероссийскую межвузовскую конференцию молодых исследователей (старшеклассников и  студентов) и Всероссийские сборы команд кадетских классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Организаторы проекта – международный центр «Образование без границ» г. Санкт-Петербурга и   высшие учебные заведения северной столицы при поддержке командования Южного военного округа, Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга и администрации города Сочи. Главная цель проекта – формирование у молодежи активной жизненной позиции и патриотического сознания; интереса и уважения к историческому и духовному наследию России; привлечение учащихся к исследовательской деятельности; профориентация и помощь в осознанном выборе будущей профессии.
s18Участие лицейской команды в проекте «Малая Нобелевская академия» отмечено победами: в 2007 году в Санкт-Петербурге ребята   заняли III место, в декабре 2009 года в   Сочи завоевали Гран-при, в октябре 2010 года из Анапы кадеты привезли II место, а спустя два месяца из Сочи – I место в общекомандном зачете.
Трижды: в 2011, 2012, 2013 годах команде присуждался   Гран-при соревнований. А кроме главного приза, уменьшенной копии парусника,   в командной «копилке» многочисленные   кубки, грамоты и медали за победы олимпиадах по общеобразовательным предметам, в защите исследовательских проектов, в спортивных состязаниях, смотре строя и песни, творческих конкурсах: «Визитная карточка», «Вальс», «Конкурс патриотической песни», «КВН», «Арт-конкурс стенгазет». Во всех соревнованиях рядом с кадетами всегда их   наставники – педагоги лицея-интерната, которые на дискуссионных площадках форума делились накопленным опытом по военно-патриотическому воспитанию.
s19Узы дружбы связывают коллектив лицея-интерната с коллективом ГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 479 имени дважды Героя Советского Союза Маршала В.И. Чуйкова» г. Москвы в области военно-патриотического воспитания с 2007 года. Школа № 479 – является организатором Межрегиональных слетов ветеранов Великой Отечественной войны, организаторов гражданско-патриотического воспитания и юных патриотов городов Москвы, Волгограда, Рязани, Курска, Серебряных Прудов Московской Области, Кеми Республики Карелия, Камышина Волгоградской области, Запорожья, Орехова Запорожской области, посвященных годовщинам Победы советского народа в Сталинградской битве. В программе слета - экскурсии по героическим местам, викторины,   дни защиты проектов, спортивные состязания, митинги, возложение цветов к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду. В 2007 году команде лицея-интерната было предоставлено это право.
s20Юнармейское движение области – своеобразная стажерская площадка, на которой закаляется характер, воспитывается упорство и воля.   Соревнования, военно-спортивные состязания укрепляют коллектив, формируют чувство товарищества, взаимовыручку и ответственность – качества, без которых невозможно представить патриота своей страны. Участие во Всероссийском слете «Юные патриоты России» (2011г.) отмечено Грамотой Губернатора Курской области А.Н. Михайлова и грамотой Комитета по делам молодежи и туризму Курской области за победу в номинации «Самое патриотическое выступление в рамках конкурса «На привале». Команда кадетов – постоянный участник ежегодных соревнований «Эстафета мужества», посвященных Дню защитника Отечества, проходящих под патронатом   УМВД России по Курской области.
Среди достижений лицея-интерната:
грамота заместителя министра образования РФ Е.Е. Чепурных, руководителя департамента образовательных программ МККК И. Бурж за участие в программе Международного Комитета Красного Креста в области распространения знаний о международном гуманитарном праве (2003 г.); благодарность Международного центра «Образование без границ»   г. Санкт-Петербурга, благодарность управления министерства внутренних дел РФ по Курской области за активное участие в военно-патриотических мероприятиях УМВД России по Курской области в рамках «Недели мужества», благодарственное письмо заместителя начальника Курской таможни, благодарственные письма командиров воин ских частей Курского гарнизона, победы в областных конкурсах и фестивалях художественной самодеятельности, в региональных военно-спортивных играх;   грамота Министерства обороны Российской Федерации "За подготовку граждан к военной службе, оказание содействия в решении задач, возложенных на Вооруженные силы" (2013г.).
s21Одним из критериев успешного функционирования системы работы по патриотическому воспитанию и гражданскому становлению является сформированность положительного имиджа кадетских классов, которые пользуются особой популярностью в лицее-интернате. Социологические опросы, проведенные в сентябре 2013 года, показали, что по сравнению с данными 3-летней давности вырос процент родителей и учащихся, полностью удовлетворенных школой (с 60 до 75%). Качественным показателем удовлетворенности родителей   служит их активное участие в совместных мероприятиях и пожелания о создании новых кадетских классов. Так, если в начале нашей деятельности в школе был один кадетский класс, то сейчас в лицее-интернате их шесть.
К плюсам программы можно отнести то, что у большинства наших обучающихся, выпускников сформированы понятия "честь школы", "ответственность за общее дело", развиты лидерские качества, умение вести себя в обществе применительно к ситуации.
Наблюдение за детьми во время их участия в городских и общешкольных мероприятиях, а также во время их неформального общения, также позволяет сделать вывод о том, что система патриотического воспитания дает положительные результаты.   В списке ценностных ориентаций наряду с такими приоритетами, как «здоровье», «семья», «друзья», на ведущие позиции у наших воспитанников занимают   такие категории, как «общественное признание» (уважение сверстников и старших), «самостоятельность», «независимость в суждениях и поступках», «активная деятельная жизнь».
Личные достижения кадет разнообразны. Среди них есть победители, призеры и дипломанты   областных олимпиад, всероссийских и региональных хореографических и музыкальных фестивалей и конкурсов, спортивных соревнований, конкурсов экскурсоводов.
Наши кадетские классы ориентированы на общевойсковой военный профиль, поэтому преподаватели и курсанты высших военных учебных заведений – частые гости лицея-интерната.
Эффективность военно-патриотического воспитания заключается в достижении определенных результатов в соответствии с заранее намеченными целями и задачами, которые трудно измерить цифровыми значениями. Важнейшими результатом своей работы мы считаем включение ребят в активную деятельность, в результате которой они приобретают личный опыт.
s22Не секрет, что при решении многих проблем школа не имеет союзников: родители в большей степени заняты материальным обеспечением своих детей, исчезли шефские связи с предприятиями. Но мы убеждены: если школа поднимает проблему, которая действительно важна для воспитания детей, способствует преемственности поколений, то это вызывает живой интерес у родителей, и за редким исключением они отказывают школе в помощи, охотно отзываясь на просьбы и оказывая школе содействие во всех её начинаниях.
Система военно-патриотического воспитания, созданная в нашем лицее-интернате, придает всей работе системность. Мы считаем, что именно школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию – основе духовно- нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.